- МЕНТАЛИТЕТ
- (от позднелат. mentalis - умственный) - устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обуславливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности.
Термин был введен в научный оборот в начале XX в. Л. Леви-Брюлем, впоследствии распространен на область психологии французами Ш. Блонделем (1926) и А. Баллоном (1928), но быстро вышел из употребления. В дальнейшем это понятие употреблялось последователями школы "Анналов" (М. Блоком, Л. Февром, Ф. Броделем и др.), наряду с категорией "ментальности" (во мн. числе), обозначающей общие характеристики индивидов, живущих в одной культуре, но имеющих различные М. ввиду принадлежности к различным социальным слоям.
Этимологически М. восходит также к английскому понятию "mentality", но не совпадает с ним по содержанию, т. к. в англоязычных психологических словарях оно определяется как "качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов", "обобщение всех характеристик, отличающих ум", "способность или сила разума", "установки, настроение, содержание ума", "образ мыслей, направление и характер размышлений" и, наконец, "сумма мыслительных способностей, отличающихся от физических". В российской научной литературе содержание предметной области этого понятия включает в себя не только когнитивную сферу сознания (т. е. знания, воззрения, верования, "чувствования", которыми обладает данная общность людей), но и иерархию ценностей, доминирующие потребности, архетипы коллективного бессознательного, а также стереотипы мышления и поведения людей, детерминирующие специфику реагирования индивидов и обшностей определенной эпохи, географической области и социальной среды на окружающий мир.
М. представляет собой не только самоидентификацию, т. е. отнесение себя к той или иной национальности или общности, но и определенные знания о своем народе (группе), его характерных чертах, культуре, языке, территории проживания, истории. Он соединяет рациональную и эмоциональную сферы деятельности в процессе освоения, потребления и воспроизводства культуры.
М. характеризуется определенным (часто - эмоционально окрашенным и оценочным) отношением к труду, частной собственности, семье, политике, праву, религии и т. д.
Генезис и специфика М. опосредованы влиянием целого комплекса факторов: геоклиматических (рельеф, климат, географическое положение и др.), этноисторических (общность исторических коллизий и изменений), социально-экономических (доминирование в социуме длительное время определенных социальных институтов, например, общины в России), религиозных (формирование иерархии ценностей на базе религиозных догматов и под контролем религиозных институтов), политических (влияние политического режима) и др .
Для М. характерны: 1) нерефлектируемость, стереотипичность проявления (подсознательный характер реагирования), 2) высокая устойчивость, неподатливость воздействию со стороны государства или др. социальных институтов, при попытках коренного изменения.
В. M. Андрианов
Современный философский словарь. — М.: Панпринт. В.Е. Кемеров. 1998.